Электрогазосварка. Электросварка. Газосварка

§ 104. Обслуживание сварочных преобразователей

Сварочный преобразователь может длительно и безотказно работать при систематическом уходе за ним. Особого ухода требует коллектор генератора, щетки и подшипники.

Коллектор нужно время от времени очищать от пыли чистой тряпкой, смоченной в бензине, причем выполняется эта операция при неработающем генераторе. При правильной работе машины на коллекторе не должно быть следов нагара. Мелкое (бисерное) искрение щеток, не оставляющее следов нагара на коллекторе, не опасно. Если на коллекторе появляются следы нагара, нужно выяснить причину этого явления и устранить ее, а коллектор прошлифовать мелкозернистой прессованной пемзой или мелкой стеклянной бумагой, натянутой на деревянную колодку, имеющую форму поверхности коллектора. Шлифовку следует производить равномерно по всему коллектору. Шлифовать коллектор наждачной бумагой категорически воспрещается.

Если со временем между пластинами начинает выступать слюда, то при работе щеток появляется искрение и шум. В этом случае следует специальной пилкой осторожно выбрать слюду между пластинками на глубину около 1 мм, а затем мелким трехгранным напильником снять образовавшиеся заусенцы и прошлифовать коллектор на ходу при поднятых щетках.

Щеточный механизм следует регулярно осматривать. Поврежденную или изношенную щетку надо заменить новой и притереть ее к коллектору. Для этого под щетку (стеклом к ней) подкладывают полоску мелкой стеклянной бумаги. Стеклянную бумагу пропускают под щеткой в направлении вращения машины до тех пор, пока щетка не будет плотно прилегать к коллектору. Притирку производят при нормальном нажатии пружины щеткодержателя. После притирания щеток (как и после шлифовки коллектора) образовавшуюся пыль надо удалить, а для окончательной пришлифовки щеток дать генератору поработать вхолостую.

При установке новых щеток нужно убедиться в том, что все они выровнены, одновременно сходят с пластины и вступают на новую; нужно также проверить, передвигаются ли щетки в обойме свободно, без заедания, и не качаются ли в ней. Нижний край обойм должен находиться на расстоянии 2—3 мм от коллектора.

Неправильное положение траверсы может вызвать также сильное искрение щеток и даже обгорание коллектора.

Смазка в шарикоподшипниках с течением времени густеет и загрязняется. Поэтому ее следует менять один или два раза в год. После удаления загрязненной смазки надо тщательно промыть подшипники бензином из шприца, после чего снова наполнить их смазкой. При разборке подшипников необходимо следить, чтобы в них не попала пыль, песок и пр.

Изоляция машин вследствие попадания влаги может отсыреть, что уменьшает ее сопротивление. Это возможно, если машина длительное время находилась в бездействии на открытом воздухе или в сыром неотапливаемом помещении. В таких случаях перед пуском в работу машину следует просушить способом, указанным в заводской инструкции по обслуживанию преобразователя данного типа.

вверх страницы