Электрогазосварка. Электросварка. Газосварка

§ 79. Дефекты наплавки

Основные дефекты наплавки: трещины в наплавленном слое и в зоне сплавления с основным металлом детали, поры и раковины, шлаковые включения, несплавления слоя с основным металлом детали, подрезы и др.

Дефекты могут быть внешними, выходящими на поверхность наплавок, и внутренними, располагающимися внутри наплавленного слоя. Внешние дефекты обнаружить сравнительно легко путем осмотра наплавок, с помощью магнитной дефектоскопии и пр. Обнаружение внутренних дефектов представляет сложную и не всегда надежно разрешимую задачу. В этом случае пользуются методом контроля: просвечиванием рентгеновскими или гамма-лучами, методом магнитной и ультразвуковой дефектоскопии, металлографическими исследованиями макро- и микрошлифов и др.

Трещины являются наиболее опасным дефектом наплавок, так как под воздействием быстроизменяющихся нагрузок или тепловых колебаний они могут развиваться, т. е. увеличиваться в размерах, что может привести к преждевременному выходу детали из строя. Поэтому контролю на обнаружение трещин необходимо уделять весьма серьезное внимание.

Возникновение трещин зависит от содержания углерода и серы в наплавленном металле, от недостаточного предварительного подогрева детали при наплавке, жесткости изделия и пр. Холодные трещины могут возникать при отсутствии замедленного охлаждения детали после наплавки.

Более подробно причины образования трещин и меры, предупреждающие их образование, рассмотрены в гл. 2.

Поры могут образовываться при использовании влажного или отсыревшего флюса, при наличии ржавчины на наплавляемых поверхностях, при недостаточном слое флюса и пр. Поры появляются при наплавке по металлу, ранее наплавленному электродами с меловой обмазкой, который содержит повышенное количество азота.

Поры являются менее опасным дефектом, чем трещины, но их наличие снижает износостойкость и прочность наплавленного металла.

Шлаковые включения чаще наблюдаются при многослойной наплавке. Они являются результатом наплавки по неудаленной или плохо удаленной шлаковой корке с предыдущих слоев. При этом шлак не успевает расплавиться и всплыть на поверхность металла, вследствие чего остается в металле в виде шлаковых включений.

Несплавления наплавленного металла с основным металлом детали могут образоваться при несоответствии выбранной скорости наплавки, неправильной установке электрода, загрязнениях наплавляемых поверхностей, нарушении режима наплавки и пр. Наличие этих дефектов может привести к отколу наплавленного слоя в процессе работы восстановленной детали.

Часто наплавленные детали устанавливают на машины без последующей механической обработки (ножи бульдозеров, опорные катки тракторов и др.). В этом случае важным требованием является гладкая поверхность наплавленного слоя. Причиной наплывов и углублений в наплавленном слое является нарушение режима наплавки — силы тока, напряжения дуги, скорости наплавки, смещения электрода с зенита при наплавке цилиндрических деталей, величины вылета электрода и пр.

Причиной поверхностных дефектов наплавленного слоя может явиться и плохая устойчивость дуги.

Список литературы
  1. Наплавка металлов. М., «Машиностроение», 1964, с. 5 — 75. Авт.: Кочева Г. Н., Миличенко С. Л., Ильин В. П., Кулишенко Б. А.
  2. Разиков М. И. Автоматическая наплавка в среде углекислого газа M. Машгиз, 1962, с. 5—112.
  3. Разиков М. И., Толстов И. А. Справочник мастера наплавочного участка. М., «Машиностроение», 1966, с. 3 — 84.
  4. Современные методы наплавки и износостойкие наплавочные материалы. Материалы научно-технической конференции. Харьков, Дом техники НТО, 1970, с. 7-161.
  5. Степанов Б. В. Наплавка быстроизнашивающихся деталей с дополнительной присадкой карбидов. — «Сварочное производство», 1963, № 3, с. 30—* 32.
  6. Степанов Б. В. Новые марки порошковой проволоки для износостойкой наплавки. В кн.: Производство крупных машин. М., «Машиностроение», 1964, с. 80-91.
  7. Степанов Б. В. Порошковые проволоки для износостойкой наплавки.— «Сварочное производство», 1965, № 6, с. 17 — 19.
  8. Степанов Б. В., Куруклис Г. Л. Дисперсионно-твердеющие сплавы для наплавки режущего инструмента. — «Сварочное производство», 1967,- № 6, с. 27 — 28.
  9. Степанов Б. В. Выбор рациональной технологии наплавки металлургического оборудования. Труды Курганского механического института, Курган, 1969, с. 109—111.
  10. Сютьев А. Н., Вайнерман А. Е. Плазменная наплавка бронз на изделия цилиндрической формы. Л., ЛДНТП, 1970, с. 5 — 12.
  11. Фрумин И. И. Автоматическая электродуговая наплавка. М., Металлургиздат, 1961, с. 29—319.

вверх страницы